Перейти к содержанию
Форум инженеров по охране труда Беларуси
Охрана труда.by

Форум инженеров по охране труда в Беларуси

Как взыскать деньги с работника (не сдал экзамен в Энергонадзоре)


Рекомендуемые сообщения

Здравствуйте. :)

Специалист нашего предприятия был направлен в Энергонадзор для сдачи экзамена и присвоения группы по электробезопасности. Экзамен конечно же платный. Он его не сдал. Необходимо взыскать с него деньги в связи с несдачей.

Подскажите как правильно это сделать, точнее на основании чего?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

очень сомневаюсь, что это законно.

Разработка документации по охране труда, пожарной безопасности, экологии

Тел: +375 29 765 36 70

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А почему сомневаетесь если не секрет?

Если работник напишет заявление с просьбой о взыскании и будет приказ.

Только вот не могу пока найти основание. как правильно приказ составить.

Неужели ни у кого таких ситуаций не было?

Самое обидное, что весь материал ему был предостаслен и время для учёбы было, только банальная халатность и лень (я считаю) помешала подготовиться и достойно сдать экзамен, директор сказал ещё раз через месяц направить его на пересдачу, а вдруг он опять не сдаст, ведь так не может продолжаться до бесконечности. Если наказать его сейчас рублём, может он пошевелиться? (Увольнять пока не хочется).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Посмотрите, вот некоторая аналитика, однако она старая, 2009 года, но что-то похожее на Ваш случай.

 

Проверьте актуальность нормативки, там вроде как по обучению поменялось много чего.

 

Вопрос: Организация направила работника на повышение квалификации. Оплату за обучение производила организация. После прохождения повышения квалификации работник уволился. Можно ли в этом случае взыскать с работника средства, затраченные на повышение его квалификации?

 

Ответ: В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 55 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) одной из обязанностей нанимателя является обеспечение повышения квалификации или переподготовки работников в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь или уполномоченным органом.

 

Согласно части 1 статьи 220-1 ТК наниматель обеспечивает профессиональную подготовку, повышение квалификации, стажировку и переподготовку работников в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором.

 

Пунктом 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2005 N 834 "О некоторых вопросах направления работников на обучение в учреждения образования за счет средств юридического лица" предусмотрено, что обучение работников в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального, высшего и послевузовского образования, за счет средств организаций осуществляется на основании договора, заключаемого между учреждением образования, гражданином (работником), получающим образование, и организацией, осуществляющей оплату обучения, в котором кроме условий, установленных законодательством, предусматривается:

  • отработка в организации по окончании обучения не менее двух лет;
  • возмещение стоимости обучения в случае неотработки установленного срока, а также при отчислении из учреждения образования в случае невыполнения требований учебного плана и образовательных стандартов;
  • порядок оплаты за обучение, в том числе прекращения оплаты в случае невыполнения требований учебного плана и образовательных стандартов.

Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 8 Закона Республики Беларусь от 20.10.1991 N 1202-XII "Об образовании" повышение квалификации относится к дополнительному образованию, на которое не распространяются нормы постановления Совета Министров Республики Беларусь, указанного выше.

 

В соответствии с пунктом 7 Положения о порядке осуществления повышения квалификации, стажировки и переподготовки работников, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.03.2008 N 379 "Об утверждении Положения о порядке осуществления повышения квалификации, стажировки и переподготовки работников и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Беларусь" (далее - Положение), повышение квалификации относится к дополнительному образованию и обеспечивает углубление профессиональных знаний и навыков работников на соответствующих уровнях полученного ранее основного образования.

 

Пунктом 33 Положения предусмотрено, что повышение квалификации, стажировка и переподготовка работников, направляемых на обучение республиканскими органами государственного управления, государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, иными государственными организациями, финансируемыми из республиканского или местных бюджетов, осуществляются за счет средств республиканского или местных бюджетов и иных источников, не запрещенных законодательством. Повышение квалификации, стажировка и переподготовка работников иных организаций осуществляются за счет собственных средств этих организаций, а также средств физических лиц и других источников, не запрещенных законодательством

 

Акты законодательства Республики Беларусь, предусматривающие порядок возмещения средств, затраченных на повышение квалификации работника, отсутствуют, а отсылка статьи 220-1 ТК к коллективному договору, соглашению, трудовому договору имеет место только в части определения порядка обеспечения нанимателем профессиональной подготовки, повышения квалификации, стажировки или переподготовки его работников. Кроме того, необходимо учесть, что в соответствии с частью 1 статьи 362 ТК условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, являются недействительными.

С учетом вышеизложенного представляется, что у нанимателя нет оснований взыскивать с работника средства, затраченные на повышение его квалификации.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо за ответ, буду что-то искать.

Просто наш бухгалтер была у аудитора на консультации и аудитор сказала что взыскать можно, ссылку на документ обещала,но пока не предоставила.

Я села приказ оформлять и в основание-то и упёрлась. Может кто-нибудь ещё сталкивался с чем-либо подобным. С удовольствием и благодарностью рассмотрю все советы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если найдете что-нибудь актуальное, отпишитесь, пожалуйста...

Мы в социальных сетях: Вконтакте и Facebook .Присоединяйтесь!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Поздновато отписываюсь, но всё руки не доходили. На данный момент по этому вопросу у меня следующая информация.

1. Законные основания для взыскания денежных сумм, затраченных на обучение у нас нет, поскольку нат договора или дополнительного соглашения с работником о том, что в случае не сдачи данного экзамена работник обязуется компенсировать затраченные на обучение нанимателем суммы.

 

2. Не сдача экзамена - не является основанием для взыскания материального ущерба согласно главы 37 ТК, но может являться основанием для внеочередной аттестации работника или учитываться при принятия решения о соответствии занимаемой должности при очередной аттестации руководителей и специалистов.

 

3. Согласно статьи 400 ТК работник может быть привлечен к материальной ответственности при одновременном наличии следующих условий:

1) ущерба, причиненного нанимателю при исполнении трудовых обязанностей;

2) противоправности поведения (действия или бездействия) работника;

3) прямой причинной связи между противоправным поведением работника и возникшим у нанимателя ущербом;

4) вины работника в причинении ущерба.

 

Если получение определенной группы по электробезопасности является основанием для осуществления должностных обязанностей (см. ДИ и требования Единого квалификационного справочника должностей служащих по данной должности), то наниматель может ставить вопрос об увольнении по п. 2 ст. 42 ТК.

 

Работник вправе обратиться в суд о незаконном удержании денежных средств, а также обжаловать действия нанимателя в органы контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства.

 

Не сдача экзамена - не есть не исполнение должностных обязанностей, работник просто не показал требуемый уровень знаний. Работник не может продолжать быть ответственным за электрохозяйство в организации из-за несоответствующей квалификации.

 

Однако есть нюанс: не всегда приказ о возложении ответственности за какую-либо сферу деятельности организации влечет исполнение перечня должностных обязанностей по этой сфере деятельности. Тонкая грань, но, думаю, ее следует различать.

 

И еще. Наниматель направил работника на обучение для собственных нужд. Данное обучение не нужно работнику (если обязанности прямо не оговорены в должностной инструкции, и прямо не связаны с ФАКТИЧЕСКИМ исполнением должностных обязанностей), данное обучение необходимо нанимателю для назначения ответственного лица за электрохозяйство, т.к. действующее законодательство предписывает организации иметь лицо, ответственное за этот участок работы, в противном случае за все отвечает директор.

 

Не сдача экзаменов (повышение квалификации, т.е. дополнительное образование взрослых) не может расцениваться как не исполнение трудовых обязанностей.

 

Пока так.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И ещё раз вернусь к данному вопросу, может мой ответ кому-нибудь поможет не только при несдаче экзамена в Энергонадзоре, а и вообще в подобных ситуациях.

Свой вопрос я задавала юристу на сайте Кадровик и вот какой ответ получила:

 

"В данной ситуации имеет место не прохождение работником проверки знаний по охране труда в сфере электробезопасности (ТКП 181-2009 (02230) «Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей» и т.п.).

 

Согласно п. 9 ст. 226 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) наниматель обязан обеспечивать охрану труда работников, в том числе подготовку (обучение), переподготовку, стажировку, инструктаж, повышение квалификации и проверку знаний работников по вопросам охраны труда в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом. Аналогичная норма содержится в ст. 13 и ст. 19 Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-З «Об охране труда». Соответственно работник обязан проходить в установленном порядке подготовку (обучение), переподготовку, стажировку, инструктаж, повышение квалификации и проверку знаний по вопросам охраны труда (п. 4 ст. 232 ТК).

 

Заметим, что если работник не прошел проверку знаний по охране труда, то наниматель обязан не допускать к работе (отстранить от работы) в соответствующий день (смену) работника, не прошедшего проверку знаний по охране труда (п. 2 ст. 49 ТК).

Действующее законодательство не предусматривает порядка возмещения средств, затраченных на обучение работников по охране труда и проверки знаний (в том числе и в случае их не прохождения).

 

Закрепление такой возможности в локальных нормативных правовых актах не правомерно, т.к. условия локального нормативного правового акта ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, являются недействительными (ч. 2 ст. 7 ТК, ч. 1 ст. 362 ТК).

С учетом вышеизложенного полагаем, что у нанимателя нет оснований взыскивать с работника средства, затраченные на проверку знаний по охране труда (энергобезопасности).

 

Заметим, что в отдельных случаях (а именно, когда обучение работника не является обязанностью нанимателя) у нанимателя есть возможность взыскания затраченных на обучения работника средств. Как правило, такая возможность предоставляется законодательством нанимателю, если работник не отработал обусловленный договором срок (ч. 3 ст. 19 ТК, Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2005 г. № 834 «О некоторых вопросах направления работников для получения образования в учреждения образования за счет средств юридических лиц» (в ред. от 4 августа 2011 г.)."

 

Вот теперь моя душа спокойна. По моему исчерпывающий ответ и с ссылкой на нормативку.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Добрый день!

 

Очень много букв!

 

Все, что нужно для ответа на поставленный вопрос содержится в следующих строка:

 

Акты законодательства Республики Беларусь, предусматривающие порядок возмещения средств, затраченных нанимателем на обучение отсутствуют (за исключением постановления N 834).

 

 

Закрепление такой возможности в локальных нормативных правовых актах не правомерно, т.к. условия локального нормативного правового акта ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, являются недействительными (ч. 2 ст. 7 ТК, ч. 1 ст. 362 ТК).

 

 

Вот тут не согласен... Какое положение работника тут простите ухудшается? Я уверен - что в договор даже можно внести пункты о полной либо частичной оплате обучения! (напрамер повышения квалификации, разного рода курсы, семинары).

 

Всего Вам доброго!

www.istina.by - Бесплатная консультация юриста
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дело в том, что быть ответственным по электробезопасности наш сотрудник не обязан быть (и в должностной у него этого нету). Данный экзамен и присвоение 4 группы вместо 3 была исключительно инициатива нанимателя (для работы ему и 3 группы за глаза хватало).

А вообще не думаю, что охрана труда попадает в одну сторку с семинарами, курсами, повышением квалификации и т.д. и работодатель просто ОБЯЗАН провести обучение по охране труда, а в случае неудовлетворительных знаний работника, отстранить его от работы.

Букв может и много, но вот проверки и работники тоже разные бывают, так что рассматриваем разные варианты. (Гдеж вы были раньше со своим ответом, вопрос с марта месяца висит? может и избавили бы меня от многочисленных попыток установить истину).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Милейшая Нюша!

 

Ваши поиски истины заслуживают уважения как минимум!

 

Нет, даже восхищения! :wub:

 

Вы правы по многим позициям. Я лишь сообщил - что в данном случае не стоит копать так глубоко...

 

Всего Вам доброго!

www.istina.by - Бесплатная консультация юриста
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нюша, вам еще такая рекомендация. Проверка знаний лица ответственного за электрохозяйство проводится комиссиями по проверке знаний работающих по вопросам охраны труда организации в составе не менее 3 чел, а именно

1)руководитель или главный инженер,

2)представитель отдела охраны труда или профсоюза

3)инспектор энергонадзора.

Если в вашей организации есть возможность создать такую комиссию (другими словами есть профсоюз или охрана труда) то при проведении проверки знаний в такой комиссии проверка знаний будет бесплатна.

Все это есть в ТКП 181-2009 п. 4.2.38, Межотраслевых правилах по охране труда при работе в электроустановках п. 19....

Ну и раз проверку знаний проводит комиссия, то решение о прохождении/непрохождении проверки знаний принимается комиссией и при желании в такой комиссии ваш ответственный всегда может сдать проверку знаний успешно

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...
Сайт использует файлы cookie

Этот сайт использует файлы cookie для обеспечения наилучшего взаимодействия. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь на их использование и принимаете Политику конфиденциальности.