Перейти к содержанию
Форум инженеров по охране труда Беларуси
Охрана труда.by

Форум инженеров по охране труда в Беларуси

Типовая инструкция по охране труда для машиниста компрессора передвижного


Рекомендуемые сообщения

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

 

1. К самостоятельной работе в качестве машиниста компрессора передвижного (далее - машинист) допускаются лица не моложе 18 лет и прошедшие:

соответствующую профессиональную подготовку, в том числе по вопросам охраны труда, имеющие свидетельство (удостоверение) установленного образца о присвоении квалификационного разряда машиниста компрессора передвижного;

предварительный при приеме на работу и периодические медицинские осмотры и признанные годными по состоянию здоровья к работе на компрессоре;

вводный и первичный инструктаж на рабочем месте, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда.

При работе на компрессоре с электроприводом машинист проходит проверку знаний в объеме не ниже II группы по электробезопасности и должен иметь удостоверение по электробезопасности не ниже II группы.

Машинисты проходят повторный инструктаж по охране труда в сроки не реже одного раза в три месяца, ежегодную проверку знаний по вопросам охраны труда.

2. Машинист обязан:

соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка;

содержать компрессор в технически исправном состоянии, а также проверять его техническое состояние перед началом работы;

выполнять только ту работу, которая поручена непосредственным руководителем работ;

знать и совершенствовать методы безопасной работы;

знать инструкцию завода-изготовителя по устройству компрессора;

соблюдать технологию производства работ, применять способы, обеспечивающие безопасность труда, установленные в инструкциях по охране труда, проектах производства работ, технологических картах, руководстве по эксплуатации компрессора;

использовать инструмент, приспособления, инвентарь по назначению, об их неисправностях сообщать руководителю работ;

знать местонахождение и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения;

немедленно сообщить руководителю работ о любой ситуации, угрожающей жизни или здоровью работающих и окружающих, несчастном случае, произошедшем на производстве;

пройти соответствующую теоретическую и практическую подготовку и уметь оказывать доврачебную медицинскую помощь пострадавшим при несчастных случаях и дорожно-транспортных происшествиях;

при необходимости обеспечить доставку (сопровождение) потерпевшего в лечебное учреждение;

в соответствии с характером выполняемой работы правильно использовать предоставленные ему средства индивидуальной защиты, а в случае их отсутствия или неисправности уведомить об этом непосредственного руководителя;

соблюдать правила личной гигиены.

Машинист должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты в соответствии с утвержденными отраслевыми нормами и характером выполняемой работы.

3. На машиниста могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы:

движущиеся машины и механизмы;

повышенная загазованность воздуха рабочей зоны (фенол, оксиды азота, оксид углерода);

опасные зоны (вблизи котлованов, траншей и других перепадов по высоте, мест, над которыми происходит перемещение грузов грузоподъемными кранами);

повышенная запыленность и влажность воздуха рабочей зоны;

повышенная или пониженная температура воздуха на рабочем месте;

повышенный уровень шума и вибрации;

острые кромки, заусеницы и шероховатость на поверхностях инструментов и оборудования;

повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека (с приводом компрессора от электродвигателя);

физические и нервно-психические перегрузки.

4. Машинисту запрещается:

появляться и находиться на территории организации и на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

приступать к работе при обнаружении течи топлива в системе питания и масла в системе смазки;

подогревать двигатель открытым огнем (костром, факелом);

покидать свое место или оставлять компрессор, если не приняты меры, исключающие его самопроизвольное движение.

5. Курить разрешается только в специально отведенных для этого местах. Не допускается курение в неустановленных местах и пользование открытым огнем в местах, где производится заправка машин топливом и маслом.

6. Привлекаться к участию в ремонте и техническом обслуживании компрессора машинист может при соответствии квалификации характеристике выполняемых работ или наличии соответствующей смежной профессии.

7. Закрепление машиниста за компрессором оформляется приказом руководителя организации.

8. Компрессор должен эксплуатироваться согласно технологической документации на производство работ (проекты производства работ, технологические карты), в которой указаны меры и приемы безопасности.

9. Не допускается использовать компрессор без технологической документации.

10. Работы, выполняемые в охранной зоне действующих газопроводов, нефтепроводов, кабелей связи, электрических кабелей, находящихся под напряжением, проводятся при наличии письменного разрешения организаций, эксплуатирующих эти коммуникации, и под наблюдением представителей указанных организаций. К разрешению должен быть приложен план с указанием расположения и глубины заложения коммуникаций.

11. Наибольшую опасность при эксплуатации передвижных компрессоров представляет взрыв в цилиндрах воздушных компрессоров, воздухосборниках или воздухопроводах.

Взрыв может произойти в результате ряда причин, главными из которых являются:

неправильный монтаж и эксплуатация компрессора;

перегрев стенок цилиндров компрессора вследствие значительного повышения температуры сжимаемого воздуха;

поднятие давления сжатого воздуха выше допустимого;

неправильная работа системы смазки;

применение для смазки масел, не предусмотренных инструкцией завода-изготовителя;

неисправность предохранительных клапанов;

нарушение требований инструкции завода-изготовителя по эксплуатации компрессора.

12. Компрессоры должны быть укомплектованы манометрами. На шкалах манометров должны быть нанесены красной краской отметки оптимально допустимого рабочего давления в сосуде.

13. Поверка манометров с их опломбированием или клеймением должна производиться не реже одного раза в 12 месяцев. Кроме того, не реже одного раза в 6 месяцев должна производиться дополнительная проверка рабочих манометров контрольным манометром с записью результатов в журнал контрольных проверок. При отсутствии контрольного манометра допускается дополнительную проверку производить проверенным рабочим манометром, имеющим с проверяемым манометром одинаковую шкалу и класс точности.

Запрещается применение манометра в случаях, когда:

отсутствует пломба или клеймо;

просрочен срок поверки;

стрелка при его отключении не возвращается к нулевому показанию шкалы на величину, превышающую половину допускаемой погрешности для данного прибора;

разбито стекло или имеются повреждения, которые могут отразиться на правильности его показаний.

14. Манометры должны выбираться с такой шкалой, чтобы предел измерения рабочего давления находился во второй трети шкалы.

15. Манометры должны быть установлены так, чтобы их показания были отчетливо видны машинисту.

16. Установка рычажно-грузовых клапанов на передвижном компрессоре запрещается.

17. Воздушные передвижные компрессоры должны иметь исправные воздушные фильтры (воздухоочистители) на всасывающих патрубках первой ступени и водомаслоотделители на последующей ступени сжатия. Фильтрующее устройство не должно быть деформировано и вибрировать в процессе засасывания воздуха.

18. На каждом сосуде должны быть нанесены краской на видном месте или на специальной табличке форматом не менее 200 x 150 мм:

наименование или технический индекс сосуда;

регистрационный номер;

разрешенное давление;

число, месяц и год следующих наружного и внутреннего осмотров и гидравлического испытания.

19. Перемещение прицепных компрессоров (станций), буксируемых грузовым автомобилем, разрешается производить только при помощи жесткого буксира. Запрещается присоединять дышла к прицепному устройству автомобиля при помощи проволоки, цепей и т.п.

20. Устанавливать для работы компрессор следует на ровном участке с закреплением колес противооткатными упорами (башмаками), в сухом и затененном месте с учетом направления преобладающих ветров и пыли от работающих пневмоинструментов. Воздух в местах установки компрессора должен иметь наименьшее содержание пыли.

21. В зимнее время площадка под установку компрессора должна быть очищена от снега и льда, а при гололедице посыпана песком или шлаком.

22. Передвижной компрессор с приводом от электродвигателя перед подключением к электросети должен быть заземлен.

23. Машинист обязан следить за соединением воздухопроводов, не допуская утечки сжатого воздуха.

24. При обслуживании компрессоров с электродвигателем машинист обязан пользоваться средствами индивидуальной защиты: диэлектрическими перчатками, ковриками. Следить за их исправностью и сроками очередных испытаний.

25. Машинист, не выполняющий требования настоящей Типовой инструкции, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

 

ГЛАВА 2

ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

 

26. Проверить исправность средств индивидуальной защиты, необходимых для выполнения работы, надеть специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты.

27. Получить задание у руководителя работ, ознакомиться под роспись с проектом производства работ или технологической картой.

28. По прибытии на объект ознакомиться с фронтом работ, технологией рабочего процесса, рельефом и особенностями участка, на котором предстоят работы.

29. Перед началом работы машинист должен:

получить от руководителя работ на месте производства работ конкретное задание и указания по его выполнению безопасными приемами и методами труда;

ознакомить рабочих, занятых на работах с ручными пневматическими машинами, с режимом работы компрессора;

ознакомиться с местом производства работ и определить место установки компрессора;

установить компрессор и развернуть сеть воздухопроводов;

заземлить компрессор с приводом от электродвигателя;

подготовить средства индивидуальной и противопожарной защиты, необходимый инструмент и инвентарь;

очистить рабочую зону от посторонних предметов.

30. После установки компрессора на месте работы необходимо осмотреть снаружи все механизмы компрессора, проверить исправность и освещенность контрольных и измерительных приборов, наличие на них пломб (клейм), состояние ограждений открытых передач.

31. Перед пуском компрессора необходимо:

проверить все крепления в компрессоре и двигателе;

проверить наличие смазочного масла в точках смазки деталей и узлов компрессора, наличие топлива в баке. Для проверки уровня топлива следует пользоваться мерной линейкой;

проверить наличие охлаждающей жидкости;

проверить состояние фильтров;

проверить пусковые приборы включения электродвигателя. Включать электродвигатель со скрученными концами проводов запрещается. Пусковые приборы должны быть только заводского изготовления;

проложить воздухопровод и присоединить рукава. Присоединять рукава непосредственно к магистрали и пневмомашине без вентилей запрещается;

перед каждым пуском компрессора открыть для свободного выхода воздуха раздаточные и продувочные краны на воздухосборнике, промежуточном холодильнике и маслоотделителе;

произвести пробный пуск компрессора и продуть рукава перед присоединением к пневмомашине, при этом запрещается заглядывать вовнутрь продуваемого рукава, так как случайно попавшие в них пыль и песок могут травмировать глаза и лицо.

32. Открыть запорные вентили для поступления сжатого воздуха к ручным пневматическим машинам.

33. Подать сигнал о пуске компрессора рабочим, работающим с пневмоинструментом.

 

ГЛАВА 3

ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТЫ

 

34. При запуске карбюраторного пускового двигателя не допускается брать пусковую рукоятку в обхват, все пальцы руки должны быть с одной стороны рукоятки. Во избежание удара по руке рукоятка должна двигаться (под действием пружины) свободно.

35. Во время работы компрессора машинист обязан контролировать:

давление и температуру сжатого воздуха после каждой ступени сжатия;

температуру сжатого воздуха после охлаждения;

режим поступления в компрессоры и холодильники охлаждающей воды;

температуру охлаждающей воды, поступающей и выходящей из системы охлаждения по точкам;

ток статора, а при синхронном электроприводе - ток ротора;

давление и температуру масла в системе смазки;

правильность действия индикаторов и уровень масла. Расход масла на каждую точку смазки не должен превышать указанного в заводской инструкции.

36. Во время работы компрессора машинисту запрещается:

производить любые ремонтные работы;

оставлять без присмотра компрессор;

выполнять какие-либо другие работы.

37. Машинист компрессора должен систематически продувать воздухосборник и промежуточный холодильник, удаляя скапливающийся в них конденсат.

38. При применении в зимних условиях антифриза необходимо соблюдать требования безопасной работы с ядовитыми веществами.

39. При очистке воздушного фильтра запрещается применять бензин, керосин и другие жидкости. Очистка воздушных фильтров должна производиться только продувкой воздухом.

40. Во избежание взрыва воздушные камеры головок блоков и патрубков следует осматривать и очищать от нагара и ржавчины.

41. Промежуточные холодильники следует очищать от пыли и остатков масла, являющихся основной причиной перегрева воздуха.

42. В случае обнаружения в грунте кабеля, труб или других подземных коммуникаций и неизвестных предметов необходимо немедленно прекратить работу и сообщить руководителю работ.

43. Перемещение, установка и работа компрессора вблизи выемок (котлованов, траншей, канав) с неукрепленными откосами разрешается только за пределами призмы обрушения грунта на расстоянии, установленном проектом производства работ.

44. Не допускается оставлять без наблюдения компрессор с работающим (включенным) двигателем. При перерыве в работе должны быть приняты меры, предупреждающие его самопроизвольное перемещение и включение.

45. Запрещается выполнять любые виды ремонтных работ пневматической системы, находящейся под давлением.

46. Запрещается производить смазку, очистку, ремонт и регулировку компрессора при работающем двигателе.

47. Заправка и дозаправка топливно-смазочными материалами и рабочими жидкостями компрессора производятся закрытым способом.

 

ГЛАВА 4

ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

 

48. По окончании работы необходимо:

подать сигнал об окончании работы;

спустя 3 - 5 минут после подачи сигнала перекрыть краны подачи топлива к двигателю (отключить электродвигатель);

открыть продувочные краны воздухосборника и промежуточного холодильника;

остановить компрессор, выключив муфту сцепления;

закрыть раздаточные краны;

отключить пневмомашины, отсоединить шланги от магистрального воздухопровода;

проконтролировать подготовку к сдаче на хранение рабочими пневмомашин, инструмента и воздуходувных шлангов;

протереть и смазать детали и узлы компрессора, осмотреть оборудование;

привести в порядок рабочее место (сложить инструмент, проверить сохранность и надежность хранения топливо-смазочных материалов, наличие знаков безопасности и т.д.);

проверить состояние спецодежды и спецобуви и при необходимости привести в порядок или доложить руководителю работ о ее непригодности;

сообщить ответственному за безопасную эксплуатацию компрессора об окончании работы и обо всех неполадках, нарушениях безопасности, имевших место при производстве работ.

49. В холодное время года необходимо слить из радиатора и трубопроводов системы охлаждения воду, дать двигателю поработать несколько минут, чтобы удалить остатки воды из системы охлаждения.

50. После окончания всех работ снять средства индивидуальной защиты, поместить их в место хранения, вымыть руки и лицо теплой водой с мылом, при возможности принять душ.

51. Мыть руки в масле, бензине, керосине и вытирать их загрязненной ветошью не допускается.

 

ГЛАВА 5

ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

 

52. Во всех случаях возникновения аварийной ситуации работа компрессора должна быть немедленно прекращена. Аварийная ситуация при работе компрессора может возникнуть в случае:

повышения давления воздуха в воздухосборнике более допустимого;

возникновения резкого стука в компрессоре;

появления постороннего шума в компрессоре;

подачи в ресивер воздуха с примесями масла, выбивания масла из сапуна;

неисправности воздушных манометров и регулятора производительности компрессора;

повышения температуры нагнетаемого в воздухосборник воздуха более допустимого, а также при непрерывном нагревании каких-либо узлов и деталей компрессора;

перегрузки приводного двигателя;

искрения электродвигателя и пусковых электроприборов компрессоров малой производительности;

поступления в компрессор воздуха с примесью горючих газов;

скопления нагара (продукта разложения смазочного масла) у крышек воздухораспределительных клапанов;

падения производительности компрессора;

появления запаха гари или дыма из компрессора или электродвигателя;

заметного увеличения вибрации компрессора;

внезапного прекращения подачи охлаждающей воды или другой аварийной неисправности системы охлаждения.

53. При возникновении пожара на компрессоре немедленно остановить его, заглушить двигатель, отключить "массу", перекрыть подачу топлива и приступить к тушению огня с помощью подручных средств пожаротушения.

54. При возникновении пожара в зоне хранения компрессора или на территории организации машинист должен:

немедленно сообщить о пожаре в пожарную службу по телефону 101 и руководителю объекта;

принять меры по обеспечению безопасности и эвакуации людей;

эвакуировать компрессор в соответствии с разработанным планом эвакуации;

приступить к тушению пожара с помощью имеющихся на объекте первичных средств пожаротушения;

по прибытии подразделений пожарной службы сообщить им необходимые сведения об очаге возгорания и мерах, принятых по его ликвидации.

55. Оказать необходимую доврачебную медицинскую помощь пострадавшему на производстве, освободив его от действия травмирующего фактора (машин, механизмов).

56. При получении травмы на производстве немедленно обратиться в учреждение здравоохранения и сообщить о случившемся непосредственному руководителю, сохранить рабочее место без изменений на момент получения травмы, если это не угрожает окружающим и не приведет к аварии.

 

(Приказ Департамента "Белавтодор" Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь 14.06.2012 N 129)

Мы в социальных сетях: Вконтакте и Facebook .Присоединяйтесь!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...
Сайт использует файлы cookie

Этот сайт использует файлы cookie для обеспечения наилучшего взаимодействия. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь на их использование и принимаете Политику конфиденциальности.