Перейти к содержанию
Форум инженеров по охране труда Беларуси
Охрана труда.by

Форум инженеров по охране труда в Беларуси

Изменение в законодательстве в области обращения с отходами - 2015


Рекомендуемые сообщения

С 1 октября вступают в силу изменения в ныне действующий Указ № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» (далее - Указ N 313) и в приложение к нему.
 
Так, в связи с передачей полномочий по регулированию цен на социально значимые товары от Министерства экономики Республики Беларусь Министерству торговли Республики Беларусь (п. 2 и 4  ) внесены соответствующие изменения в Указ N 313: на производителей и поставщиков не распространяется обязанность по сбору, обезвреживанию и (или) использованию отходов товаров и упаковок (далее – обращение с отходами потребления) в части произведенных и (или) ввезенных полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковки, упаковки из комбинированных материалов, предназначенных для паковки и (или) использованных для паковки социально значимых товаров, цены на которые регулируются Министерством торговли Республики Беларусь, по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь (включая социально значимые товары, цены на которые регулируются Министерством торговли Республики Беларусь не более 90 дней в течение года) (абз. 5 и 6 подп. 1.1 п. 1 Указа N 314, абз. 3 ч. 1 подп. 1.3 п. 1 Указа N 313).
 
Кроме того, уточнено, что обязанность по обращению с отходами потребления не распространяется на производителей в части произведенных изделий из пластмасс, названных в приложении к Указу N 313, и полимерной упаковки при условии использования для их производства не менее 30% отходов пластмасс и (или) вторичных полимерных материалов, которые произведены на территории Республики Беларусь с использованием не менее 70% отходов пластмасс (абз. 9 подп. 1.1 п. 1 Указа N 314, абз. 7 ч. 1 подп. 1.3 п. 1 Указа N 313).
 
Скорректировано условие, при соблюдении которого требование по обеспечению обращения с отходами потребления с применением собственной системы сбора отходов считается исполненным поставщиками и производителями: отходы должны собираться, обезвреживаться и (или) использоваться на территории Республики Беларусь, за исключением случаев отсутствия объектов по обезвреживанию и (или) использованию отходов на территории республики. Кроме того, минимальный объем обращения с отходами стеклянной упаковки с применением собственной системы сбора отходов увеличивается: с 1 октября 2015 года - с 35 до 50%; с 2017 года – с 40 до 60%; с 2020 года – с 50 до 70% (абз. 13 и 17 подп. 1.1 п. 1 Указа N 314, абз. 2 и 5 подп. 1.4 п. 1 Указа N 313).
 
Определен круг субъектов хозяйствования, которым выплачивается компенсация, предусмотренная абз. 2 и 3 ч. 1 подп. 1.6 п. 1 Указа N 313. К ним отнесены (абз. 23 - 26 подп. 1.1 п. 1 Указа N 314, ч. 6 подп. 1.6 п. 1 Указа N 313):

  • юридические лица и индивидуальные предприниматели при условии их регистрации в реестре организаций, осуществляющие сбор, сортировку (разделение по видам), подготовку к обезвреживанию и (или) использованию отходов товаров и отходов упаковки;
  • производители и поставщики - за собранные объемы отходов товаров и упаковки, превышающие объемы, предусмотренные абз. 3 - 5 подп. 1.4 п. 1 Указа N 313.

Напомним, что порядок предоставления и выплаты компенсации определен Инструкцией о порядке компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям расходов по сбору (заготовке) отходов товаров и тары (за исключением полученных из отходов производства и (или) переданных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, у которых отходы образовались в результате производственной деятельности) при условии их дальнейшего обезвреживания и (или) использования на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 14.08.2012 N 16.
  
Оператору предоставлено право в порядке, определенном Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, осуществлять оценку достоверности сведений, представляемых субъектами хозяйствования в целях получения компенсации. Оценка может производиться в том числе путем анализа результатов работы таких субъектов хозяйствования с выездом на место для определения расчетных объемов сбора отходов товаров и отходов упаковки (абз. 27 подп. 1.1 п. 1 Указа N 314, ч. 7 подп. 1.6 п. 1 Указа N 313).
 
Установлен ряд случаев, при наступлении которых такая компенсация не выплачивается(абз. 28 - 31 подп. 1.1 п. 1 Указа N 314, ч. 8 подп. 1.6 п. 1 Указа N 313):
 
1) при превышении на 30% и более объемов сбора отходов товаров и упаковки, заявленных в документах для выплаты компенсации, над расчетными объемами сбора таких отходов, определенными в результате анализа оператором работы субъектов хозяйствования с выездом на место;
 
2) непредставлении или несвоевременном представлении необходимых документов для выплаты компенсации либо указания в них недостоверных сведений, несоответствия представленных первичных учетных документов требованиям законодательства;
 
3) невыполнении субъектом хозяйствования требований Указа N 313 в части обеспечения сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки.
 
Закреплена обязанность получателей использовать денежные средства,полученные от оператора на цели, определенные абз. 4 - 8 ч. 1 подп. 1.6 п. 1 Указа N 313,только на заявленные цели (абз. 32 подп. 1.1 п. 1 Указа N 314, ч. 9 подп. 1.6 п. 1 Указа N 313). В противном случае полученные денежные средства подлежат возврату оператору с начислением процентов в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, установленной на дату возврата, за каждый день с даты получения средств по дату их возврата (ч. 1 подп. 1.16 п. 1 Указа N 313).
 
Установлено, что не внесенная оператору плата за обращение с отходами потребления (далее - плата) взыскивается в судебном порядке по иску оператора или Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь. Кроме того, если производителем и поставщиком заключен с оператором договор, представлен отчет, но не внесена в установленные сроки плата, образовавшаяся задолженность (по плате и процентам за просрочку ее внесения) взыскивается на основании исполнительной записи нотариусов(абз. 42 - 45 подп. 1.1 п. 1 Указа N 314, ч. 3, 4 подп. 1.16 п. 1 Указа N 313).
 
Перечень товаров, производители и поставщики которых обязаны обеспечивать обращение с отходами потребления, образующимися после утраты потребительских свойств этих товаров (приложение к Указу N 313), дополнен упаковкой из бумаги и картона с покрытием, пропиткой или ламинированных пластмассой (за исключением клеев), которая в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза включается в товарную позицию с кодом 4811 59 000 9. Кроме того, детализирована товарная позиция 8516 10 - 8516 79 (подп. 1.2 п. 1 Указа N 314).
 
Также в настоящее время на рассмотрении находится общегосударственный классификатор отходов образующихся в РБ, который придет на замену ныне действующего КЛАССИФИКАТОРА ОТХОДОВ, ОБРАЗУЮЩИХСЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ (в ред. постановлений Минприроды от 30.06.2009 N 48, от 31.12.2010 N 63)
 
Хочется отметить, что Общегосударственный классификатор отходов имеет более умозрительную форму, а также ряд дополнений, которые облегчат жизнь экологам и уполномоченным специалистам, а именно имеют такие комментарии:

  • при двух и более равнозначных видах (наименованиях) отходов можно выбирать любой из видов (наименований);
  • если нельзя соотнести виды в пределах подгруппы, то выбирается вид (наименование) отхода со словами «Прочие отходы, не включенные в группу»;
  • если в наименовании отходов конкретно указано вещество (материал), определяющее конкретный вид отходов, то отходы, содержащие данное вещество (материал) должны относиться только к этому виду, и не могут относиться к другим видам. 

Также по различным блокам ОКРБ Отходы имеются комментарии, для более четкой идентификации видов образующихся отходов а именно даны объяснения таких понятий как: изделие, стружка, пыль, на основе, смет, остатки и прочее. 
 
Также в новом ОКРБ Отходы добавлена графа на соответствие кода отходов РБ: Коду отхода по Классификатору отходов, принятым постановлением Европейской комиссии 2000/532/EC. 

ОКРБ Отходы.doc

Охрана труда, экология, промышленная безопасность, разработка и внедрение СУОТ, выполнение функций специалиста по ОТ.
+375 44 559 58 70, http://стб.бел
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что касается изменения в Закон РБ "Об обращении с отходами", ранее опубликованных admin-ом, то не совсем понятно- когда проводить инвентаризацию отходов производства, в 2019 году или в 2015- от себя хочется добавить, что есть 2 варианта:

  • - ждать комментария Минприроды, в которых будут указаны сроки проведения инвентаризации (может быть сделать внеплановую);
  • - сделать в 2015 г. инвентаризацию отходов производства и на 5 лет о ней забыть. 

Также часто поднимаются такие вопросы, как быть с разовыми отходами, которые не внесены в инструкцию по обращению с отходами, например отрезные круги, стеклобой, батарейки, АКБ и иные- ведь они образуются достаточно редко и в малом объеме.
 
Существует 2 способа: 
1) Самый простой: отражать их в учете, вносить в статотчетность, на основании договоров отчуждения передавать уполномоченным организациям
 
2) Максимально точно указать все в инструкции по обращению с отходами,  для этого сделать инвентаризацию отходов производства и проанализировать свои разовые отходы за год-2-5.
Оба варианта имеют право на жизнь, но в первом случае головной боли поменьше, а 100% отходов Вы все равно не внесете, хоть и нужно к этому стремиться. 
 
Также с 23.10.2015 г. будет расширен перечень отходов, сделки по отчуждению с которыми должны быть зарегистрированы. В этот перечень будут внесены многие отходы 3-го классов опасности (например ранее не требовавшие регистрации Изношенные шины с металлокордом, Изношенные шины с текстильным кордом).
У меня все, всем удачи  ;)

 

P.S. Закон об отходах в новой редакции можно скачать здесь

Охрана труда, экология, промышленная безопасность, разработка и внедрение СУОТ, выполнение функций специалиста по ОТ.
+375 44 559 58 70, http://стб.бел
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...
Сайт использует файлы cookie

Этот сайт использует файлы cookie для обеспечения наилучшего взаимодействия. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь на их использование и принимаете Политику конфиденциальности.