Перейти к содержанию
Форум инженеров по охране труда Беларуси
Охрана труда.by

Форум инженеров по охране труда в Беларуси

Информационное письмо о случаях травматизма при выполнении работ с использованием грузоподъемных кранов


Рекомендуемые сообщения

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
«О случаях травматизма при выполнении работ с использованием грузоподъемных кранов»

 

Выполнение работ с использованием грузоподъемных кранов относится к работам с повышенной опасностью, что требует безусловного соблюдения требований безопасности, изложенных как в Правилах по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, так и в нормативных правовых актах, технических нормативных правых актах по охране труда.

 

Однако на практике, как со стороны должностных лиц, так и самих работников, выполняющих погрузочно-разгрузочные, строительно-монтажные работы с применением грузоподъемных кранов, вышеуказанные требования зачастую не соблюдаются.

Анализ материалов специальных расследований несчастных случаев, проведенных территориальными подразделениями Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты с участием представителей Госпромнадзора, показал, что происшествия, как правило, не имеют причин технического характера, а являются следствием низкой производственной, технологической дисциплины и несоблюдения требований охраны труда машинистами кранов и стропальщиками, бесконтрольности за их работой со стороны лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию грузоподъемных кранов:

  • допуск к управлению и обслуживанию грузоподъемных кранов в качестве крановщиков и стропальщиков персонала, не имеющего соответствующей выполняемой работе квалификации;
  • невыполнение должностными лицами, ответственными за безопасное производство работ кранами, обязанностей по организации ведения работ в соответствии с технологическими регламентами, по обеспечению контроля выполнения крановщиками и стропальщиками производственных инструкций и технологических регламентов;
  • нарушения машинистами кранов требований безопасности в части осуществления работы крана при отсутствии схем строповки груза, при нахождении людей в опасной зоне работы кранов (в кузове автомашины, между перемещаемым грузом и оборудованием), при строповке грузов работником, не имеющим удостоверения стропальщика;
  • пренебрежение стропальщиками элементарными требованиями по безопасному производству работ.

Указанные нарушения требований безопасности приводят к неединичным случаям травмирования работников. Так в 2016 году и I квартале 2017 года на предприятиях (организациях) Республики Беларусь при эксплуатации грузоподъемных кранов произошло 13 несчастных случаев с тяжёлыми исходами. При этом все грузоподъемные краны и применяемые съемные грузозахватные приспособления в момент происшествия находились в исправном состоянии.

 

Несчастные случаи:

 

26.01.2016 при проведении монтажно-строительных работ в действующем цеху одного из объектов ОАО «Беларуськалий» (при этом проектом производства работ применение грузоподъемных кранов не предусматривалось) произошел несчастный случай с тяжелым исходом с электросварщиком ООО «Машхимпром» (Минская область). Потерпевший в нарушение требований безопасности (без оформления наряда-допуска и предупреждения машиниста крана) вышел на галерею подкранового пути движущегося мостового крана и был прижат его металлоконструкциями к колоне.

Причинами несчастного случая являются низкая трудовая дисциплина и организация работ руководством ООО «Машхимпром», нарушения потерпевшим, а также другими работниками ООО «Машхимпром» требований локальных нормативных правовых актов по охране труда, технологических инструкций, выразившиеся в невыполнении норм проекта производства работ и выходе на подкрановые пути действующего мостового крана без оформления наряда-допуска.

16.02.2016 при проведении погрузочно-разгрузочных работ с применением автокрана произошел несчастный случай со смертельным исходом с машинистом крана государственного унитарного коммунального предприятия «Климовичская ПМК № 256» (Государственное коммунальное производственное предприятие «Могилевоблсельстрой»). Смертельное травмирование произошло при касании потерпевшим кабины автомобильного крана КС 3562Б, находящегося по напряжением электрического тока, в результате зацепления грузозахватного приспособления (четырехветвевой строп) за провод высоковольтной линии электропередачи. Зацеп за провод высоковольтной линии электропередачи двух крюков четырехветвевого стропа, навешенного на крюк крана, произошел при перемещении автокрана с поднятой стрелой.

Причинами несчастного случая являются нарушения машинистом крана требований локальных нормативных правовых актов по охране труда, а также невыполнение лицом, ответственным за погрузочно-разгрузочные работы, обязанностей по охране труда.

08.04.2016 при выполнении с использованием мостового крана работ по демонтажу поломанной заливочной плиты и перемещению (кантованию) новой заливочной плиты произошел несчастный случай с тяжелым исходом с выбивальщиком отливок линии крупногабаритного литья сталелитейного цеха филиала ОАО «БЕЛАЗ» - управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» в г. Могилеве - «Могилевский автомобильный завод им. С.М.Кирова». В результате выхода из зацепления с поднимаемой заливочной плитой одного из крюков грузозахватного приспособления (четырехветвевой строп), внезапно освободившийся крюк ударил в лобную часть головы пострадавшего.

Причинами несчастного случая являются нарушения пострадавшим и машинистом крана требований локальных нормативных правовых актов по охране труда, выразившиеся в выполнении не порученной им работы при отсутствии схем строповки, в нахождении пострадавшего в опасной зоне перемещаемого груза.

02.06.2016 при выполнении работ погрузке железобетонной плиты в кузов автомобиля с использованием автокрана произошел несчастный случай с тяжелым исходом со стропальщиком ГУП мелиоративных систем «Пуховичское ПСМ» (Минская область). Железобетонная плита при перемещении ее краном в результате удара ее о борт автомобиля и нарушения схемы строповки соскользнула и упала на ноги потерпевшего.

Причинами несчастного случая являются низкая трудовая дисциплина и организация работ руководством предприятия-владельца крана, нарушения пострадавшим, а также машинистом крана требований локальных нормативных правовых актов по охране труда, технологических инструкций, выразившиеся в применении съемных грузозахватных приспособлений, не соответствующих по грузоподъемности и длине строп характеру поднимаемого груза, нахождение потерпевшего в опасной зоне перемещаемого груза и в состоянии алкогольного опьянения, невыполнении крановщиком требования по подъему груза на 0,5 м выше препятствий (борта автомобиля).

05.06.2016 при выполнении работ по разгрузке круглого лесоматериала из кузова автомобиля с использованием автокрана с подсобным рабочим, выполнявшим работы по договору подряда с частным производственным унитарным предприятием «Белстройпласт ЛТД» (Могилевская область), произошел несчастный случай со смертельным исходом. После строповки пострадавшим, не имеющим профессии «стропальщик», пачки бревен с одной стороны стропом, машинист крана, не убедившись в полной мере в отсутствии людей в опасной зоне, включил механизма подъема груза и приподнял пачку. В это время произошло падение бревен, которыми был тяжело травмирован Кочкин А.П., не успевший отойти на безопасное расстояние.

Причинами несчастного случая являются нарушения требований по организации производства погрузочно-разгрузочных работ, предусмотренных правилами по охране труда, правилами по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, нарушения требований безопасности при эксплуатации транспортного средства, не предназначенного для вывозки древесины, нарушение машинистом автокрана инструкции по охране труда.

Лицами, допустившими нарушения требований охраны труда и промышленной безопасности, определены директор унитарного предприятия «Белстройпласт ЛТД» и машинист автокрана.

06.06.2016 при выполнении подъемно-транспортных операций металлоконструкции балки осветительного фонаря с применением мостового крана произошел несчастный случай с тяжелым исходом с наждачником ОАО «Опытный завод металлоконструкций» (г. Минск).

 

Пострадавший, не прошедший подготовку по профессии «стропальщик», по личной инициативе (без поручения специалиста, ответственного за безопасное производство работ кранами) произвел с помощью клещевых захватов строповку балки и после её перемещения и опускания краном взобрался на балку для снятия клещевых захватов. При этом потерпевший потерял равновесие и упал вместе с балкой, в результате чего получил травму ноги.

Причинами несчастного случая являются низкая трудовая дисциплина: выполнение потерпевшим не порученной работы, не по заданию организации, не при выполнении трудовых обязанностей, предусмотренных локальными нормативными правовыми актами, а также нарушение машинистом крана требований инструкции по охране труда.

09.06.2016 при выполнении работ по загрузке металлическими трубами тракторного прицепа с использованием козлового крана произошел несчастный случай с тяжелым исходом с грузчиком цеха подготовки и хранения материалов ОАО «Гомельский завод литья и нормалей» (г. Гомель).

 

В ходе выполнения строповки связки труб, защемленной (придавленной) другими пачками труб, произошло смещение и падение (скатывание) со штабеля крайних пачек труб, в результате чего пострадавший получил травму ноги.

Причинами несчастного случая являются нарушения пострадавшим и машинистом крана требований инструкций по охране труда.

09.06.2016 при выполнении работ по замене (установке) дуговых сит отделения измельчения и флотации СОФ 2РУ ОАО «Беларуськалий» с использованием зарегистрированного в Минском областном управлении Госпромнадзора мостового крана произошел несчастный случай со смертельным исходом с монтажником технологического оборудования УП «Трест «Реммонтажстрой» (г. Солигорск).

 

В результате падения на потерпевшего монтируемой конструкции, не закрепленной к дуговым ситам, он получил смертельную травму. При этом упавшая конструкция, предварительно перемещенная краном к месту монтажа, была опущена на дуговые сита, съемные грузозахватные приспособления отсоединены от нее и мостовой крана отъехал от места монтажа.

Причинами несчастного случая являются не выполнение руководителями и должностными лицами обязанностей по охране труда.

09.06.2016 при выполнении работ по монтажу опалубки с использованием автомобильного крана произошел несчастный случай с тяжелым исходом с плотником-бетонщиком ОАО «Стойтрест № 7» (г. Минск). В результате падения на пострадавшего щита опалубки, прислоненного к ранее смонтированному щиту опалубки, он получил тяжелую травму.

 

При этом упавшая опалубка, предварительно перемещенная краном к месту монтажа, была опущена на бетонное основание, съемные грузозахватные приспособления не отсоединена от нее, но механизмы крана не включены.

Причинами несчастного случая являются отсутствие контроля производителями работ ОАО «Стойтрест № 7» выполнения подчиненными требований локальных нормативных правовых актов по охране труда, проектной документации, технологических инструкций, допуск к выполнению работ по профессии «стропальщик» работников, не прошедших обучение.

09.07.2016 при выполнении с использованием козлового крана работ по загрузке контейнера с материалом на автомобиль произошел несчастный случай с тяжелым исходом с навальщиком-свальщиком лесоматериалов (стропальщиком) участка подготовки и подачи сырья фанерного цеха ОАО «Мостовдрев» концерна «Беллесбумпром». После строповки потерпевшим контейнера четырехветвевым стропом машинист крана включил механизма подъема груза для натяжения строп и проверки надежности строповки. В результате того, что грузовые канаты механизма подъема крана находились в наклонном (косом) положении, при натяжении строп контейнер сдвинулся по подкладкам (рельсам) в сторону потерпевшего, который находился между поднимаемым контейнером и отбойником (бетонной стеной), и ударил его по ноге.

Причинами несчастного случая являются нарушения потерпевшим и машинистом крана требований локальных нормативных правовых актов по охране труда, технологических инструкций, Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, выразившиеся в подъеме груза при наклонном положении грузовых канатов, в нахождении пострадавшего в опасной зоне перемещаемого груза.
 

10.01.2017 при выполнении работ по монтажу металлоконструкций на строительном объекте ОАО «Нафтан» с использованием гусеничного крана с монтажником технологического оборудования и связанных с ним конструкций ОАО «Нефтезаводмонтаж» (г. Новополоцк) произошел несчастный случай с тяжелым исходом.

 

После подъема грузоподъемным краном монтируемой металлической балки, строповку которой по указанию потерпевшего произвел другой стропальщик, в результате недостаточной обтяжки стропом балки при ее строповке и наличии на балке наледи произошло ее скольжение, что послужило причиной повреждения острыми кромками балки лент стропа и разрыва стропа.

 

В последующем произошло падение указанной балки и травмирование потерпевшего, осуществлявшего совместно с другим монтажником работы по установке монтируемой балки в проектное положение.

Причинами несчастного случая являются нарушения потерпевшим, а также стропальщиком, который произвел строповку балки, и машинистом крана технологических регламентов по строповке, предусмотренных проектом производства работ, а также требований локальных нормативных правовых актов (инструкции по охране труда).
 

12.01.2017 при выполнении с использованием консольно-козлового крана работ по разбору штабелей с лесоматериалом и подачи их на сортировочный стол произошел несчастный случай с тяжелым исходом с навальщиком-свальщиком лесоматериалов (стропальщиком) участка подготовки и подачи сырья лесопильно-деревообрабатывающего цеха ОАО «Мостовдрев» концерна «Беллесбумпром».

 

После строповки работниками, прошедшими обучение по профессии «стропальщик», пачки бревен одноветвевым стропом машинист крана включил механизма подъема груза и приподнял пачку с одной стороны. Затем пострадавший и второй стропальщик, не убедившись в надежности строповки пачки бревен, подошли к ней для строповки вторым стропом.

 

В это время первый строп соскочил с одного из бревен и пачка начала рассыпаться. В результате пострадавший, находясь на штабеле, не успел отойти на безопасное расстояние и одним из бревен ему придавило ногу.

Причинами несчастного случая являются нарушения технологических регламентов по укладке и разборке штабелей, а также нарушения требований правил безопасности при строповке круглого леса.
 

 

18.01.2017 при производстве работ по демонтажу водопроводного оборудования на скважине водозабора с использованием автокрана со слесарем-ремонтником УП «Витебскводоканал» (г. Витебск) произошел несчастный случай, (тяжесть производственной травмы не относится к категории «тяжелая»). Согласно материалам расследования произошло ослабление строповки опускаемой краном трубы, ее падение и травмирование потерпевшего, не имевшего отношения к указанной работе и оказавшегося в не огражденной опасной зоне работы крана.

Причинами несчастного случая являются нарушения машинистом крана, стропальщиками требований технологических регламентов, инструкций по охране труда, при самовольном возобновлении работ, приостановленных ответственным руководителем работ.

Установленные обстоятельства и причины происшедших несчастных случаев с тяжелыми последствиями указывают, что в основе их находится «человеческий фактор», обусловленный низкой производственной культурой, незнанием или невыполнением элементарных требований безопасности, приниженное чувство опасности и самосохранения.

В целях профилактики и недопущения в дальнейшем подобных несчастных случаев при выполнении работ с использованием грузоподъемных кранов Госпромнадзор полагает целесообразным рекомендовать республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам потребовать от руководителей подчиненных (входящих в состав (систему), расположенных на подведомственной территории) организаций организовать:

  • информирование трудовых коллективов об обстоятельствах и причинах происшествий, произошедших при эксплуатации грузоподъемных кранов;
  • проведение внеплановых инструктажей с машинистами кранов и стропальщиками;
  • производственный контроль (надзор) за соблюдением требований промышленной безопасности при производстве работ с использованием грузоподъемных кранов, путем утверждения соответствующих положений о порядке организации и осуществления производственного контроля в области промышленной безопасности, разработанных на основании Примерного положения об организации и осуществлении производственного контроля в области промышленной безопасности утвержденного постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 15 июля 2016 г. № 37; обеспечить:
  • проведение подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности работников в соответствии с Инструкцией о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31;
  • разработку проектов производства работ, других технологических регламентов в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов и наличие их в местах производства работ кранами;
  • издание приказов, регламентирующих порядок организации производства работ кранами вблизи линий электропередач, выдачи наряда-допуска и инструктажа рабочих;
  • неукоснительное соблюдение специалистами и персоналом требований должностных инструкций, проектов производства работ и других технологических регламентов, устанавливающих требования безопасности при производстве работ кранами;
  • проведение медицинского осмотра (освидетельствования) на предмет нахождения работников в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • постоянный контроль технического состояния грузоподъемных кранов и содержание их в исправном состоянии, обращая особое внимание на исправность и соответствие настроек приборов безопасности указаниям эксплуатационной документации;
  • исключить эксплуатацию грузоподъемных кранов: при наличии неисправностей (трещин, деформаций в расчетных металлоконструкциях, неисправностей приборов и устройств безопасности, тормозов, канатов и их креплений и т.п.); не прошедших техническое освидетельствование; не получивших в установленном порядке допуск к эксплуатации; при отсутствии обученных и аттестованных в установленном порядке ответственных специалистов и (или) персонала;
  • исключить нахождение людей в кузове или кабине автомашины, в полувагонах при подъеме и опускании грузов кранами;
  • исключить нахождение работников, не имеющих прямого отношения к производству работ с использованием грузоподъемных кранов, в опасной зоне работы кранов при выполнении строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ.

Учитывая, что причины практически каждого чрезвычайного происшествия с грузоподъемными кранами связаны, в том числе, с неправильными действиями стропальщиков и машинистов кранов, при проведении внеплановых инструктажей с указанными работниками акцентировать внимание на следующих ограничениях.

 

СТРОПАЛЬЩИКУ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  • привлекать к строповке груза лиц, не имеющих профессии стропальщика;
  • передавать другим лицам радиопереговорные устройства для передачи сигналов крановщику;
  • применять неисправные, немаркированные грузозахватные приспособления и тару;
  • производить строповку груза, масса которого неизвестна или превышает грузоподъемность крана;
  • выполнять обвязку и зацепку груза с нарушением схем строповки; применять для обвязки и зацепки грузов не предусмотренные схемами строповки приспособления (ломы, штыри, проволоку и др.);
  • производить строповку груза, защемленного, засыпанного землей, примерзшего к земле, заложенного другими грузами, залитого бетоном и т.п.;
  • вытягивать стропы из-под груза после расстроповки (кроме случаев, предусмотренных технологическими регламентами);
  • освобождать краном защемленные грузом съемные грузозахватные приспособления (стропы, траверсы и т.д.);
  • подавать команду машинисту крана на подъем и перемещение груза краном, при нахождении людей в опасной зоне перемещаемого груза;
  • находиться на грузе во время его подъема или перемещения, а также допускать подъем или перемещение груза, если на нем находятся люди; находиться самому под поднятым грузом;
  • находиться в кузове автомашины при подъеме и опускании грузов в кузов;
  • подавать команду машинисту крана на подъем и опускание груза в кузов автомобиля при нахождении водителя транспортного средства или других лиц в кабине;
  • сопровождать груз без применения соответствующих приспособлений (оттяжки, багры), производить выравнивание равновесия груза собственной массой.
  • находиться в зонах движущихся частей крана (противовеса, поворотной платформы), во избежание зажатия между поворотной и неповоротной частями крана.

МАШИНИСТУ КРАНА ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  • работать на кране с неисправными приборами безопасности, на неисправных подкрановых путях;
  • выводить из действия приборы безопасности;
  • использовать конечные выключатели в качестве рабочих органов для отключения механизмов;
  • применение неисправных, немаркированных съемных грузозахватных приспособлений и тары;
  • осуществлять подъем и перемещение груза, строповка которого произведена работником, не имеющим профессии стропальщика;
  • перемещать или кантовать груз, масса которого неизвестна или превышает грузоподъемность крана, а также строповка которого выполнена с нарушением схем строповки;
  • поднимать груз с находящимися на нем людьми; производить подъем и опускание грузов в кузов автомашины при нахождении людей в кузове или в кабине;
  • производить работы краном на расстоянии менее 30 метров от воздушной линии электропередачи без наряда-допуска;
  • устанавливать кран под действующей линией электропередачи; устанавливать кран на свеженасыпанном не утрамбованном грунте, а также на краю откоса котлована (канавы).

Источник

Мы в социальных сетях: Вконтакте и Facebook .Присоединяйтесь!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...
Сайт использует файлы cookie

Этот сайт использует файлы cookie для обеспечения наилучшего взаимодействия. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь на их использование и принимаете Политику конфиденциальности.